Инновационный опыт работы
Познавательно-речевое развитие детей в совместной деятельности
План
Введение
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
1.1Значение совместной деятельности в познавательно-речевом развитии ребенка
1.2.Направления организации познавательно-речевого развития
Глава II. Система работы в совместной деятельности
по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
2. 1. Создание предметно - развивающей среды
2.2.Методы и приемы работы по познавательно – речевому развитию в совместной деятельности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Введение
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из областей является познавательно - речевое развитие детей. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Актуальной проблемой считаю развитие познавательно-речевой деятельности, которая направлена на умственное развитие ребенка. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Основная цель моей работы: рассмотреть особенности познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста в педагогическом процессе.
Исходя из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:
· Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста;
· Расширение предметно - развивающей среды в ДОУ в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста;
· Раскрыть роль совместной деятельности в познавательно-речевом развитии;
· Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
· Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа, рассуждения)
· Развитие умений работать в коллективе
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
1.1Значение совместной деятельности в познавательно-речевом развитии ребенка
Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и воспитания. Он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков необходимых в жизни. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.
Понятие «совместная деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития.
Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным для нас является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого (В.В.Горшкова, Н.Ф.Родионова). Взрослый создает условия для познавательно-речевого развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач. Совместная деятельность подразумевает адекватные возрасту и разнообразные формы работы с детьми. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передаёт ребёнку опыт в особых, присущих дошкольнику формах обучения. Формами работы с детьми являются: игры и игровые упражнения, беседы, чтение и обсуждения, наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, викторины, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование и т.д.
Совместная деятельность, бесспорно, является эффективной в познавательно-речевом развитии ребенка.
1.2.Направления организации познавательно-речевого развития
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитие любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Моя задача, как воспитателя, поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
· Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
· Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
· Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
· Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
· Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Глава II. Система работы в совместной деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
2. 1. Создание предметно - развивающей среды
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
«В пустых стенах ребенок не заговорит «– заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
В группе не так много места, но основные уголки для развития детей присутствуют:
1. спортивный уголок. В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр;
2. уголок природы, уголок экспериментирования;
Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.
Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, и, конечно, рассаду овощей, цветов для будущих цветников.
Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.
3. книжный уголок, в котором подобраны книги по возрасту детей
4. музыкальный уголок
5. уголки с сюжетно-ролевыми играми «Дом», «Автопарк», «Больница», «Салон красоты», «Заправка», «Магазин». Детям очень нравится играть в сюжетные игры, наряжаясь в наряды. Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжете игры.
6. уголок продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования с набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
7. театральная зона, способствующая развитию диалогической речи воспитанников.
8. патриотический уголок
9. речевой уголок, где собрана художественная и познавательная литература, иллюстрации, игры на развитие моторики, изготовлены карточки по звуковой культуре речи, пособия на развитие речевого дыхания; настольные игры.
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физкультурных минуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Конечно, не нужно забывать и про участок детского сада.
Участок – обязательный элемент дошкольного учреждения. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 часов зимой, до 5-6 часов в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.
Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух. На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнениях, трудовых процессах.
Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.
Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.
2.2.Методы и приемы работы по познавательно – речевому развитию в совместной деятельности.
В своей работе я использую такие методы и приёмы, как:
словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение
наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения – это демонстрации учебных фильмов и презентаций
практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений.
игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживают на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё – это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
Художественное творчество также – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях. Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
Большое внимание в работе с детьми уделяю развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Работу с детьми провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую познавательную деятельность детей, делаю более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами, способствую проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. Помогаю детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию любознательности к окружающему миру, используя информационно-коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные фильмы).
Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности речи, по формированию правильного произношения звуков, отчётливого произнесения слов и словосочетаний, используя упражнения по звуковой культуре речи, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, кроме того, стараюсь научить детей внимательно слушать, способствую развитию фонематического слуха. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Моя задача, как педагога, состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.
Во время работы с детьми я всегда стараюсь дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствует правильному выражению своих мыслей словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.
В познавательно-речевом развитии использую опыт, полученный при освоении других образовательных областей. Интеграцию осуществляю, перенося осваиваемые ребенком знания в другие виды деятельности: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое.
При интеграции познавательно-речевого развития с другими образовательными областями решаю следующие задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
· Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
· Формирование любознательности, бережного отношения к природе и всему живому.
«Художественно-эстетическое развитие»
· Развитие умения исследовать образцы, схемы, выделять структуру объекта, анализировать
«Физическое развитие»
· Формирование и развитие внутреннего мира - мыслей, чувств, нравственных качеств, поведения
· Развитие способности расширения кругозора, уточнения представлений об окружающем мире.
Чтобы в полной мере реализовать принцип интеграции использую комплексно-тематическое планирование.
Также свою работу по познавательно-речевому развитию строю в тесном контакте со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, воспитателем по физической культуре, логопедом. Через распространение своего педагогического опыта пытаюсь убедить коллег в необходимости работы по познавательно-речевому развитию. С этой целью показываю для воспитателей открытые мероприятия, даю консультации (Приложение №7).
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Я считаю главным в этом направлении, установление доверия между семьей и детским садом. К работе активно привлекаю родителей: провожу беседы, консультации, родительские собрания с использованием ИКТ (диск), индивидуальные встречи с родителями (их выстраиваю в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года). В родительском уголке оформляю наглядную информацию «Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера». В рубрике «Мама, поиграй со мной» в течение года указываю перечень игр по познавательному и речевому развитию детей дома (Приложение №8). Организую совместное детско-взрослое творчество. Родители и дети с большим увлечением изготавливают поделки, макеты, плакаты, книжки-самоделки, участвуют в сборе дидактического и практического материала и многое другое.
Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
Заключение
Работая над проблемой познавательно-речевого развития, пришла к выводу, что разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствуют познавательную деятельность детей.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.
Работа в данном направлении обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, которое позволяет проявить свою любознательность, познавательную активность, вступить в диалог. У ребенка формируются знания, умения, навыки необходимые для обучения в школе.
Систематическая работа по познавательно-речевому развитию дала следующие результаты:
1.У детей расширились представления о природном и социальном мире.
2.Дети научились рассуждать, делать словесный анализ, выстраивать полные
предложения, выслушивать сверстников.
3.Повысилась активность детей в организации познавательной деятельности.
4.Повысился интерес родителей к проблеме речевого развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие связной доказательной речи как составной части коммуникативного развития, формируется в организованной познавательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с родителями.
Список литературы:
1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] / Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32-34.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие и/ В.Н. Белкина. - М.: Академический проект, 2005. -256 с.
3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2005.
5. Методика формирования и развития устной речи.
Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Магометова Е.Ю. - СПб., 2001.
6. Методист детского сада [Текст] / Под ред. Р.С. Буре. - М.: 2001. - 176 с.
7.Мурудова Е.И.»Ознакомление дошкольников с окружающим миром» детство-пресс 2010
8. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Шевченко С.Г. . Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений - М.: Школьная Пресса, 2005.
9. Предметы вокруг нас.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
10. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2003. – 295 с.
Шкала определения уровня познавательно-речевого развития
1. |
Высокий уровень
(9-10 баллов) |
Ребенок самостоятельно способен
Реализовать свое умение. Пользуется своим знанием, навык устойчиво развит |
2. |
Выше среднего
(7-8 баллов) |
Навык развит, ребенок пользуется своим знанием при умеренной поддержке взрослого |
3. |
Средний
(5-6 баллов) |
Навык находится в развитии, требуется поддержка взрослого или владеет знанием не в полной мере |
4. |
Ниже среднего
(3-4 балла) |
Навык в начальной стадии, или помощь носит значительный характер |
5. |
Низкий
(1-2 балла) |
Навык в начальной стадии или не
сформирован |
Приложение №3.
Конспект познавательно-речевого занятия ”Путешествие с днями недели”
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с днями недели; закреплять знание цифр от 1 до7;совершенствовать навыки порядкового счета; умение различать и называть цвет.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, связную речь.
Воспитательные: формировать культуру общения, умение слушать взрослого и сверстника, работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети:
Воспитатель : Я приглашаю вас отправиться в путешествие на поезде. Согласны?
Дети:
Воспитатель: Мы отправляемся в путь, а чтобы в дороге было весело, споем песенку» Мы едем, едем, едем в далекие края» (звучит музыка)
Воспитатель: Наш поезд прибыл на станцию, отгадав загадку вы узнаете как называется станция (сопровождение слов презентацией, дети садятся) слайд№1
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные (неделя)
Станция, на которую мы прибыли называется «Веселая неделя»
Слайд№2,3
Вот стоит красивый дом,
И живет неделя в нем.
Дней недели ровно семь-
Знать об этом надо всем!
Братья гномы здесь живут,
Дружно песенки поют
И, рассказывая сказки,
Каждый день меняют краски.
Воспитатель: Вспомните сказки, в которых встречается число 7? (Белоснежка и 7 гномов, Волк и семеро козлят, Цветик семицветик).
А где же нам еще встречается число 7?(ноты, радуга, дни недели)
Сейчас мы познакомимся с гномами-днями недели.
Воспитатель: (слайд№4)В понедельник первый гном
В красный цвет покрасил дом,
Ели гномы помидор
И болтали всякий вздор.
- Как зовут первого гнома? Какого он цвета?
Дети: понедельник, красный.
Воспитатель:(слайд№5)
А гном вторник вдруг
Сделал все оранжевым вокруг.
Ели гномы на обед
Семь оранжевых конфет.
- Как назывался второй гном? Каким он цветом?
Дети: Вторник, оранжевый.
Воспитатель: (слайд №6)
Желтым все покрасил в среду
И успел он лишь к обеду,
Самый средний крошка гном,
Желтый, как цыпленок, он.
Приготовил к ужину
Он лимонов дюжину.
- Как зовут третьего гнома? Каким он цветом?
Дети: Среда, желтый.
Воспитатель: (слайд №7)
Гном четверг-зеленый весь,
Он принес такую весть:
Луг зеленый, лес и сад,
Будем есть в обед салат!
Четвертый гном это… Он какого цвета?
Дети: четверг, зеленый.
Воспитатель: (слайд №8)
В пятницу стал дом другим-
Словно небо, голубым.
Гном поил друзей водою
Голубою-голубою!
- Пятый гном это… Какого он цвета?
Дети: пятница, голубой
Воспитатель: (слайд №9)
Воспитатель: (слайд№10):
В воскресенье гномы
Отдыхали дома,
Фиолетовая краска
Им рассказывала сказки
- Как зовут последнего гнома? какой он по счету? Какого цвета?
Дети: воскресенье, седьмой, фиолетовый.
Воспитатель: Как зовут каждого из братцев?
Дети:
Физ. минутка
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужно знать дни недели?
А вы не думали, почему у братцев такие имена?
Дети:
Воспитатель:
· Понедельник: здесь все просто. Понедельник означает день после недели. Отсюда и название.
· Вторник: второй день после недели.
· Среда — середина недели.
· Четверг — четвертый день недели.
· Пятница-пятый день недели.
· Выходные - суббота, воскресенье.
Воспитатель: А теперь у каждого из вас лежат гномики с цифрами. Вспомните, как зовут гномика и какого он цвета, раскрасьте его. Если сомневаетесь подсказка на доске.
Воспитатель: Молодцы! Понравилось путешествие?
· Что вам запомнилось?
· Сколько дней в неделе?
· Перечислите дни по порядку.
· Какой день после понедельника?
· Назовите выходные дни.
-А теперь нам пора отправляться в детский сад, занимайте места в нашем поезде, с песней и хорошим настроением мы оправляемся в группу.
Приложение №6.
Картотека познавательно-речевых игр
«Загадки Карлсона»
Цель: 1. Развитие умения соотносить предмет и его признак.
2. Упражнять детей в постановке вопросов какой? какая? какое?
3. Закреплять согласование в числе прил. с сущ.
4. Развивать внимание, наблюдательность.
Материал: картинки с изображением Карлсона, картинки с изображением предметов: арбуза, клоуна, мяча, ежа, озера, лисы, иглы, рукавичек.
Ход игры: картинка, изображающая Карлсона, наклеена на центр магнитной доски, рядом лежат предметные картинки и картинки символы качеств. Карлсон обращается к детям: Вы сумеете, ребятки,
Отгадать мои загадки?
Если слушаешь внимательно,
Угадаешь обязательно!
Рядом с Карлсоном наклеиваются картинки символы качеств: круглые, твердый, тяжелый, сладкий. Детям предлагается назвать качества, и угадать о каком предмете загадка. Ребенок отыскивает нужную картинку и называет: «Арбуз – какой? Арбуз – круглый, сладкий, твердый, тяжелый и т.д.
Дидактическая игра «Ускорение-замедление»
Цель: то же самое, что и в игре «Увеличение-уменьшение»
Ход игры: предложите, например, представить капли дождя, летящие со скоростью сильного ветра. А если, наоборот, они будут лететь очень медленно, как кленовые парашютики? Что изменится?
Дидактическая игра «Отрицание»
Цель: стимулировать речевую свободу ребенка. Учить исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов.
Ход игры: вначале дети называют прямое действие, предмет, качество предмета (Мама расставляет чашки. В комнате горит свет. Чашки стоят в шкафу.). А затем то же самое проговаривают с отрицательной приставкой «не». Находят синоним слова в русском языке ( Мама не расставляет чашки. Она убирает их. В комнате темно. И т.д. )
Дидактическая игра «Оживление»
Цель: развивать литературное творчество детей.
Ход игры: предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй. Оживлять можно не только самые разнообразные предметы, но и явления, метафоры.
Звуковая культура речи звук «Ш»
«Скажи скороговорку» Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
«Придумай слова, обозначающие предметы одежды со звуком «Ш»: шапка, шарфик, шуба, штаны, шаровары, шляпа, шорты, ушанка, варежки, рубашка и др.»
«Отгадай загадку, скажи, где находится звук «Ш» в слове?»
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенку поет. /кошка/
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку» /кукушка/
Игра «Что делают предметы?»
Цель: 1. Познакомить детей со словами, обозначающими действие предметов, закрепить графическое обозначение действия.
2. Закрепить в речи согласование существительного с глаголом.
3. Закрепить порядок следования слов в предложении типа: предмет-действие.
Материал: магнитная доска, картинки – силуэты с изображением действий: стоит, идет, сидит, спит, лежит; картинки с изображением предметов.
Ход игры: воспитатель объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. «Что ты делаешь?» - спрашивает логопед ребенка – «Сижу», «Стою» и т.д. На магнитную доску наклеивают картинки – силуэты, обозначающие данные действия. Воспитатель поясняет, что все предметы в данную минуту тоже что-то делают. Вот книга. Что она делает? – книга лежит. На доску приклеивают картинку «книга» и рядом силуэт с изображением действия «лежит». Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. (подбираются соответствующие картинки) и т.д.
Дидактическая словесная игра «Кто как охотится и убегает от врага»
Цель: уточнить названия действий, связанных с животными (зверь, птица, насекомое), подбирать близкие по смыслу слова (синонимы).
Материал: мяч
Ход игры: дети встают в круг, воспитатель бросает мяч, задает вопрос, дети отвечают.
кошка – (как передвигается?) - крадется
собака – догоняет, прыгает, ловит
кузнечик – прыгает
заяц – скачет, прыгает и т.д.
Чтение поэзии
Цель: расширить представления детей об осени, приметах, расширить словарь детей
А.С.Пушкин
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей.
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Упражнение: «Что означают эти слова? Скажи по современному»: отряхает, листы, нагих, хлад, поспешает
В народе называют октябрь «грязником», почему?
«Знаете ли вы эти народные приметы?»
Если в октябре лист с березы и дуба опадет чисто – жди суровой зимы.
Если листопад пройдет скоро – надо ожидать крутой зимы.
Подвижная игра «Гори-гори ясно»
Ход игры: дети встают в круг, водящий выбирается считалкой. Он ходит по кругу против движении хоровода. Несет в поднятой руке платочек:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
После этих слов все останавливаются. Водящий опускает платочек между двумя детьми. Те поворачиваются спиной друг к другу:
«Раз, два, три – беги!!!»
Дети бегут в разные стороны по кругу. Выигрывает тот, кто первый выхватит платочек. Теперь он водящий. Игра начинается заново.
Игра «Положи в сундучок»
Цель: 1. Закрепить понятия о живых и неживых предметах.
2. Упражнять в постановке вопросов: Кто это? Что это?
3. Развитие зрительного внимания.
Материал: крупные картинки, изображающие два красивых сундучка, картинки с изображением живых и неживых предметов.
Ход игры: в центр выкладываются картинки с изображением живых и неживых предметов. На один сундучок ставится символ живого предмета, а на другой неживого. Детям предлагается поместить предметы в нужный сундучок с объяснением своих действий с постановкой вопроса Что это? Это шары. Кто это? (Это заяц).
Игра «Живые – неживые»
Цель: 1. Закрепить понятие о живых и неживых предметах.
2. Закрепить символическое обозначение предмета живого и неживого.
3. Учить задавать вопросы: Кто это? Что это?
Материал: картинки с изображением живых и неживых предметов, символ предмета, символ живого предмета.
Ход игры: воспитатель объясняет детям, что окружающие их предметы могут быть живыми и неживыми, Узнать живой предмет или нет очень просто.
(Уточняются свойства живых предметов). Затем выкладывается картинка – символ живого и неживого предметов. Детям предлагается выбрать любую картинку и поместить ее в нужную колонку, объясняя свои действия. (Вот ключ. Это неживой предмет. Вот бабушка. Она живая.) После того, как все картинки наклеены, воспитатель объясняет, что про живой предмет можно спросить «Кто это?», а про неживой – «Что это?». После чего дети выбирают картинки и самостоятельно задают к ним вопросы.
Игра «В гостях у фокусника»
Цель: 1. Научить различать живые и неживые предметы.
2. Упражнять в постановке вопросов: Кто это? Что это?
3. Закрепить навык построения простого (назывного) предложения.
4. развивать внимание, память.
Материал: изображение клоуна (крупное), картинки с изображением живых и неживых предметов.
Ход игры: на стене крупное изображение клоуна. На стол выкладываются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается отобрать для клоуна картинки с изображением живых предметов, другой – неживых. Каждый участник обязательно ставит вопрос и называет предмет. Победившей будет команда, которая организованней и без ошибок выполнила задание. После того, как все картинки будут разложены вокруг клоуна (он ими жонглирует), можно предложить детям задание на внимание. Одна из картинок, которыми клоун жонглирует, убирается, дети должны ответить, какой предмет исчез.
Дидактическая игра «Лавина» вариант1.
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное слово, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остается последним или набрал больше фантов. Например: тема игры «рыбы»
-окунь
-окунь, карась
-окунь, карась, щука и т.д.
Игровое упражнение «О ком или о чем я рассказываю, догадайся»
Цель: 1. Узнавать предмет по эпитетам.
2. Расширять пассивный словарь детей.
Ход игры: ученик, школьник, мальчик, дежурный, второклассник, сын, внук, проказник. Про кого это все сказано? Дети: «Это мальчик»
Девочка, хохотушка, непоседа, хозяюшка, внучка, дочка, помощница…; умелец, работник, родитель, мужчина, сын, внук, друг, муж…; хозяйка, женщина, дочка, жена, внучка, повар, рукодельница, учительница, любимая…; приятель, друг, одноклассник, выдумщик, ровесник, товарищ, сосед…; мечтатель, выдумщик, весельчак, сосед, поэт…; ждет, встречает, спрашивает, кормит, читает, варит, стирает, шьет…;хлопочет, напевает, провожает, устает, смеется, заботится…; прыгает, бегает, учит, поет, читает, решает, веселится, задумывается, оступается, поправляется, гуляет, играет, моет, купается, плескается, отдыхает, помогает, заботится.
Дидактическая игра «Лавина» вариант 2
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны» и т.д.
Игра «Найди пару»
Цель: 1. Уточнение словаря, развитие умения различать предметы, сходные по значению.
2. Закрепление правильного употребления простого предложения.
3. Развитие зрительного и слухового внимания.
Материал: картинки с изображением предметов, сходных по значению: чайник – кофейник, перчатки – варежки, ранец – портфель, сумка – сетка, стакан – кружка, шляпа – шапка, стул – табуретка, настольная лампа – люстра.
Ход игры: на столе – предметные картинки. Вызывается ребенок, который выбирая картинку, называет ее: «Вот перчатки, поглядите, пару к ним скорей найдите… Другой ребенок отыскивает пару и наклеивает картинку ( кладет рядом) напротив картинки с изображением перчаток, комментируя: «Вот перчатки. Вот варежки. Их надевают на руки».
Игра «Кем хочешь стать?»
Цель: 1. Закрепление грамматически правильной фразы, состоящей из 4-5 слов.
2. Закрепление употребления в речи окончаний существительных в т. и в. падежах.
3. пополнение и уточнение словаря (профессии людей).
4. Закрепления согласования существительных с глаголом в роде, числе, падеже. Закрепление глаголов будущего времени.
5. Развитие внимания, мышления.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, картинки, изображающие людей разных профессий: повара, врача, рыбака, милиционера, воспитателя.
Ход игры: игру можно начать с чтения стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Затем воспитатель уточняет, с какими профессиями знакомы дети. В центр магнитной доски наклеены картинки с изображением мальчика Коли и девочки Оли. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, кем хочет стать Оля? Дети выбирают картинки с изображением той или иной профессии и кладут рядом с героем, поясняя: «Оля хочет стать учительницей т.д. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку подумать и ответить, кем он хочет стать? Дети отвечают: «Я хочу стать швеей». – «Что ты будешь делать?» - уточняет воспитатель – «Я буду шить одежду» и т.д.
Словесная игра «Кто больше назовет действий?»
Цель: 1. Познавательные задачи: закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессией, воспитывать умение быстро думать.
2. Речевые задачи: активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголы).
Ход игры: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети: варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи. Что делает врач? Дети: осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции и т.д. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
Дидактическая игра «Маятник»
Цель: употреблять в речи слова антонимы.
Ход игры: например, дети для каждого выявленного свойства должны называть противоположное: сегодня идет дождь, это хорошо, почему? – Деревья поливают, можно по лужам босиком ехать. – Деревья поливают – это плохо, почему? И т.д.
Дидактическая игра «Антонимы-синонимы»
Цель: употреблять в речи синонимы и антонимы.
Ход игры: к названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например, исходное слово «беда». Радость (это антоним к слову «беда»). Горе (одновременно антоним к предыдущему и синоним к исходному). Счастье ( антоним для предыдущего и синоним к исходному) и т.д.
Дидактическая игра «Рисунки по кругу»
Цель: развивать детское литературное творчество.
Ход игры: в этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой листок сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым методом рисунки служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.
Дидактическая игра «Буквы и цифры»
Цель: та же, что и в игре «На что похоже?»
Материал: цифры и буквы, изображенные на весь альбомный лист.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть цифры и буквы и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи.
Примечание: количество предлагаемых знаков нужно увеличивать постепенно. Можно предлагать детям не только называть возникающие образы, но и зарисовывать их. Можно предложить придумать рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков.
Дидактическая игра «Не очень» или «Оптимисты и скептики».
Цель: развивать умение в «щадящем режиме» осваивать этапность разрешения противоречий.
Ход игры: один из играющих создает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например: - Хорошо, что дома есть телевизор – смотреть можно.
- Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.
- Хорошо, что чайник большой – на всех чая хватит.
- Хорошо, да не очень. Долго закипает.
Игровое упражнение 4. «Отгадай, что это за фрукт (овощ, ягода).
Цель: 1. Формировать быструю реакцию на слово.
2. Развивать умение отгадывать загадки об овощах (фруктах, ягодах).
3. Освоить умение характеризовать овощ (фрукт, ягоды).
4. Закреплять названия овощей, ягод, фруктов.
Материал: муляжи фруктов, ягод, овощей (или картинки).
Ход игры: воспитатель произносит начало фразы, дети четко и быстро продолжают:
Зеленый, продолговатый, сочный - Желтая, приплюснутая, с хвостиком
Красный, круглый, сочный - Круглый, зеленый, полосатый –
Круглая, синяя, с мякотью - Оранжевая, продолговатая –
Коричневая, круглая, рассыпчатая - Бордовая, круглая, с хвостиком –
Кислый, желтый, овальный - Оранжевый, круглый, сочный –
Желтая, сочная, похожая на лампочку - Круглое, сочное
Игра «Соберем урожай»
Цель: 1. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам.
2. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
3. Расширить объем употребления в речи качественных прилагательных.
4. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», их дифференциация.
5. Развивать внимание, память, наблюдательность.
Материал: три стола, картинки, изображающие две разные корзинки или ящик и корзинку, картинки, изображающие овощи и фрукты.
Ход игры: на большом центральном столе беспорядочно разложены картинки, изображающие овощи и фрукты. Слева – ящик, справа – корзина. Дети делятся на две команды. Выбирается ведущий – сторож. Команде предлагается собрать овощи в ящик, команде садоводов – фрукты в корзину. Причем, собирать нужно, не называя ведущему – сторожу сам предмет, а лишь описывая его качества. Например, ребенок подходит к картинкам и говорит: «Я сорву овощ круглый, сочный, красный, гладкий, сладкий». Ведущий угадывает и снимает картинку с изображением помидора, огородник помещает помидор в ящик. Выигрывает команда, которая лучше справится с заданием.
Дидактическая игра «Чересчур»
Цель: 1. Знакомить детей с диалектическим знаком перехода количества в качество, учиться анализировать.
2. Развивать диалогическую форму речи.
3. Употреблять все части речи, согласовывать слова между собой.
Ход игры: воспитатель: «Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? Дети: «Портятся зубы, их надо будет лечить. Может живот заболеть, диатез выступить». Воспитатель: «Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) – хорошо, помогает снять боль. А когда сразу много таблеток съешь?» Или: «один лист бумаги рвется хорошо. А когда много, целая пачка?» «Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему?» «А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу?» и т.д.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Цель: развивать умение выявлять положительные и отрицательные свойства, функции какого- либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Употреблять антонимы.
Ход игры: например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить?» Нравится: длинный - можно пользоваться как линейкой, меркой, указкой; деревянный – легкий, легко точится; красный – можно рисовать салют, цветы, помидор; острый – можно тонкие линии рисовать, точки. Не нравится: деревянный – легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный – не помещается в пенал, мешает в кармане и т.д.
Игровое упражнение «Слушай! Называй как можно больше слов!»
Цель: 1. Учить подбирать объекты к действию.
2. Согласовывать существительные с глаголами в числе.
3. Пополнить словарь детей за счет употребления глаголов.
Ход игры:
плывет – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка и т.д.
летит - растет - поет - ползет - визжит –
ткет - лает - скрипит - хватает - полощется –
умывается - ссорится - работает - улыбается - шипит –
дребезжит - сверкает - поливает - шумит - охает –
Игровое упражнение «Послушай, запомни, ответь: все ли верно?»
Цель: 1. Развивать доказательную речь детей.
2. Пользоваться в речи придаточными предложениями.
3. Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.
Ход игры: дети слушают предложения и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему. Если нет, объяснить, что это небыль или несуразица. Например, мальчики поехали в лес на лыжах собирать землянику. Этого не может быть. На лыжах ездят зимой, а земляника растет летом и т.д.
Приложение № 7
Семинар-практикум для воспитателей
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
«Чем лучше человек мыслит, тем лучше говорит»
Блез Поскаль
Подготовка:
1. Для уточнения своих знаний воспитателям предлагается использовать методические пособия по развитию познавательно-речевых способностей и связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. За несколько дней до деловой игры воспитатели делятся на две команды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.
Содержание игры.
I. Цели игры:
· Уточнение знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года.
· Развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
· Контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
II. Правила игры:
· Вырабатывать общее решение вопроса.
· Принимать активное участие в игре.
· Соблюдать культуру речи и тактичность
· Придерживаться регламента
III. Атрибуты игры:
· Эмблема команды
· Значки капитанов
· Колокольчик
· Магнитофон
· Воздушные шары с листами-вопросами внутри
· Бланки-протоколы у жюри
IV. Ведущий (учитель-логопед)
· представляет команды
· жюри (методист, воспитатель, педагог-психолог)
Ход игры.
I. КОНКУРС « РАЗМИНКА»
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрой и получают для всей команды вопрос.
· Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)
· Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность)
II. КОНКУРС « ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО»
Ведущий предлагает капитанам с помощью разноцветных полосок выбрать для своей команды скороговорки и слова (карточки).
Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги.
Ведущий оглашает его решение.
· А команды в это время составляют рассказ по сюжетной картинке на тему «Зима», «Зимние забавы» (картинки).
За это получают дополнительный балл.
III. КОНКУРС « ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛ»
Ведущий предлагает командам
- выбрать какой-то воздушный шар
- лопнуть его без помощи вспомогательных предметов
- и достать из них листы с двумя заданиями для каждой команды
(музыка)
1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
Ответ: На первом плане выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и.т.д.
2. Назовите главные задачи познавательного развития.
Ответ: Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности.
3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
Ответ: Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источникам знаний об окружающем мире, средством общения. Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.
4.Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.
Ответ: Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д. Воспитание любви к Родине, развитие чувства за свой народ и страну. Воспитание доброжелательного отношения к людям, друг к другу, элементарной этики межнациональных отношений и т.д.
IV. КОНКУРС « ПЕРЕВЕРТЫШИ» (картинка Незнайки)
Ведущий предлагает командам отгадать загадку (карточка), чья команда отгадает вперед, получает задание. Задание написано на листах, нужно написать ответ.
Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит итог за два конкурса и общий.
V. КОНКУРС «МЫ ЛЮДИ ТВОРЧЕСКИЕ»
Ведущий предлагает выбрать листы, краски, карандаши и командам нарисовать: «Остров Счастья», «Остров Везения», «Остров Детства»,
«Остров Воспитателей» и т.д. (музыка).
· Презентация рисунков.
VI. ИТОГ ИГРЫ.
«Музыкальная пауза», во время которой жюри обсуждают ответы и оценивают их.
Ведущий дает слово жюри (творческий конкурс), слово желающим, гостям, ведущий объявляет общий результат, , благодарит за участие.
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие педагогов и родителей
по познавательно-речевому развитию детей».
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
· обедненный словарь;
· часто неверная конструкция предложений;
· неспособность связно и последовательно изложить события;
· дефекты произношения;
· сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Я стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
· ухудшение состояния здоровья детей;
· существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
· глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
· недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Успех по вопросам познавательно-речевого развития детей зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:
· объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
· сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
· уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
· индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты).
Мы на таких встречах с родителями имеем возможность наблюдать за работой воспитателей и ребенка, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом с воспитателями другой группы.
· участие родителей в речевых традициях группы.
· Эти игры вывешиваем в уголках для родителей или на папку передвижку. Консультируем родителей в какие игры можно поиграть дома с детьми.
«Я даю тебе словечко».
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.
«Мастерская букв».
Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв, лепят букву, рисуют).
Всем известно что большую роль в познавательно-речевом развитии отводится пальчиковым играм. Их мы выставляем на стенде для родителей.
Пальчиковый игротренинг.
Упражнения 1 комплекса
· "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
· "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
· "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
· "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
· "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
· Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали.
Упражнения 2 комплекса
· "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
· "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
· "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
· "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
Провожу консультации по проведению игры для подготовки артикуляционного аппарата.
· Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
· Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
· Соломинка и ворона. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
Волшебные флакончики. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.
Игры на развитие разговорной речи.
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи.
Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.
· Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
· Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
· Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щепайся.
· Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня.
Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры.
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
Запомни буквы.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
· взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
· взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
· буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
· взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
Прятки с буквами.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
Игры со сказками.
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
Отгадай название сказки.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик…
Аленький… Золотой…
Бременские… Доктор…
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
· Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
· Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
· Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").
· Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").
· Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").
Веселое азбуковедение.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
Игры с мячом.
«Скажи на наоборот»".
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
«Кто где живет».
«Кто как голос подает».
Проанализировав результаты проделанной работы, я сделала вывод что дети стали активнее общаться со сверстниками, с родителями, с уверенностью работать на занятиях. Я считаю, что только общими усилиями родителей и воспитателей можно добиться успеха.
Приложение №8
Методическая разработка для родителей
Познавательно-речевое развитие детей
Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей и родителей является развитие познавательных способностей ребенка.
Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Ведущим значением в развитии познавательных способностей дошкольника является речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Успех в работе по познавательно - речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
Целью этой взаимосвязи является:
- объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка;
- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
Вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи:
- развитие диалогической и монологической форм речи.
Каждому из родителей необходимо нацелиться на систематическую, длительную работу с ребенком. Помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Поэтому, ребенка надо знакомить с цветом, геометрическими формами предметов - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения. Научить понимать и использовать в речи названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Ваш малыш стремительно подрастает. Очень активен, любознателен, любит играть, гулять. Но вот проблема – он совсем не говорит, хотя его сверстники уже достаточно активно общаются на своём языке. Что делать...?
Психологи отмечают, что ребёнок может быть разговорчив ровно настолько, насколько Вы его в этом поощряете. С возрастом его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей – поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребёнка.
Уже с годика говорите малышу, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая, называйте одежду, которую вы с него сняли, называйте части тела. Когда купаете, говорите, что вы сейчас будете мыть мылом ручки, ножки, спинку, животик, помоете шампунем головку, поиграете какими-то игрушками в ванной, будете вытираться полотенцем. Когда кормите ребёнка, расскажите, из чего приготовлено блюдо, что он ещё будет кушать, называйте цвет и форму овощей и фруктов. Говорите нормально, не упрощая, не сюсюкая. На этом этапе развития малышу нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если специально начнёте говорить медленно и упрощённо, если будете стараться говорить понятно для дочки или сына, речь ваша станет неестественной. Если вам всё же нравится «детская» манера говорить – что ж, пользуйтесь ею, но знайте, что, приучив ребёнка называть собаку «ав- ав», или предлагая покушать, говорите «ням-ням» вы ещё долго будете слышать это упрощение, даже когда малышу уже будет доступна нормальная речь.
Показывайте ребёнку книжки – картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему, что это за предметы, для чего они предназначены, что они делают. Малышу понравятся рисунки и разговор о них, хотя возможно, он сначала не поймёт того, что Вы объясняете.
В процессе игры обязательно разговаривайте с ребёнком. Это очень важно. Старайтесь всегда отвечать ребенку вразумительно, поясняя словами те или иные действия всякий раз, когда он начинает обращаться к вам. Помните, что сыну или дочке уже сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его не построили, ему нужно разговаривать с родными. И готовьтесь, что совсем скоро разговорившийся малыш начнёт ставить вас в тупик своими вопросами!
К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков и многосложных слов.
К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка.
Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир, узнаёт много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры.. .А ведь именно игра - один из лучших способов показать ребёнку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие игрушки - животные, или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто – то способный обозначить живые существа. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?
•при встрече со знакомыми
•при посещении поликлиники
•при походе в магазин
•при посещении театра
•в транспорте
•в гостях или при встрече гостей у себя
•и просто в ежедневном общении с близкими .
Вежливость – это стиль жизни, это качество, без которого невозможно представить культурного и воспитанного человека. Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома в ежеминутном общении с ребёнком и другими близкими.
Игры по дороге в детский сад.
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел дерево, оно высокое», или «Я увидел собаку, она маленькая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший большее количество слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, поднимаясь на крыльцо детского сада считать одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама, я – это семья, куклы, машинки, пирамидки- это игрушки, елка, Дед Мороз, подарки- это Новый Год и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «птица» ребенок должен перечислить виды птиц и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, голубь, воробей, ворона, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым, белым, голубым (веселым, грустным, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает белым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: снег, машина, бант, рубашка и т.д.
«Живое предложение».Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Землю согревает яркое солнышко». В ходе игры предложение может звучать так: «Яркое солнышко согревает землю» или «Согревает землю яркое солнышко». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
«Задом наперед».
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
«Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Один-два».
Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, голубые глаза - голубоглазый, короткие ноги – коротконогий и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «дерево какое?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: дерево высокое – дерево низкое, дерево старое - дерево молодое, или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками».
Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
«Лепка из теста».
При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.
С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей.Двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.
«Быстрый зайчик».
Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.
«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).
Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.
«Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Развитие познавательно-речевой деятельности направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению этих задач грамотно и творчески, то проблем в усвоении у детей не возникнет.